Времена года

По мере возможностей я попытался собрать сюжеты картин деда, но, наверняка, число "расползшихся" по заказчикам картин еще больше. Да и условия фотосъемки порою оставляли желать лучшего, иногда цвета на фото приходилось дополнительно редактировать (такие рисунки помечены звёздочкой *).

Дед не стремился передавать детали пейзажей, он всегда пренебрежительно отзывался о тех картинах-фотографиях, которыми некоторые художники торговали в Измайловском парке. Действительно, фигурки людей и животных очень часто у него нарисованы схематично. Стало быть, идеология его творчества не сводилась просто к копированию природы "как она есть", а состояла в передаче того эмоционального фона, который создает у зрителя изображенный сюжет. Ключевую роль в этом играет колорит, и здесь, по видимому, нет равных Григорию Филипповичу. Кажется, подобную мысль пытался внушить критикам среди слушателей великий Бетховен, когда на полях партитуры Пасторальной симфонии написал предостережение о натуралистичности понимания своего шедевра.

Осень

На рис. 1.1. очень хорошо передан туман, стелящийся по сырой траве уходящего лета. Этюд написан в далекие 50-60 е гг. в окрестностях канала им. Москвы за деревней Лобаново, сейчас здесь через дачи проходит дорога на Водники. По воспоминаниям Лахонина А.Н., именно с него началось его знакомство с творчеством деда, со слов Мастера: "Туман, летний вечер, сумерки… что может быть лучше для художника?". Картина рис. 1.2. называется "Сентябрьский снег" и была представлена на зеленоградской выставке "Наш город" в 2003г. - чувствуется бодрость внезапно наступившего похолодания. Рис. 1.3. вновь нас возвращает в "бабье" лето, лишь по верхушкам деревьев озаренного солнцем берега догадываемся о наступающей осени. Всякому, кто прогуливался вдоль изгибов канала им. Москвы, знакома подобная светотеневая композиция, - на самом деле изображена речка Черная возле стекольного завода, впадающая в р. Сходня). Рис.1.4., к сожалению, не очень получившийся на фото, передает домашнее настроение какого-нибудь подлеска, куда в послеобеденное время выбрался горожанин - удачно дано сочетание желтого и зеленого цветов, характерных для октября. Настоящая болдинская осень, воспетая Пушкиным! Такую осень можно было увидеть в 1995г. в березовой роще близ Клуба Художников.

Картина рис.1.5. была дипломной работой Григория Филипповича и, как я предполагаю или даже домысливаю, изображает автобус №368 по дороге от Левого берега на Долгопрудный (р-н дер. Гнилуши) в 60 е гг. Картина хорошо передает хмурое настроение дождливого ноября, и все-таки сочетание красок автобуса и деревьев справа придает этому настроению теплый оттенок. На рис.1.6. пруд, наоборот, отражает прохладу ветра уходящей осени; в особенности символична линия листьев на пруду. Так художник увидел пейзаж возле усадьбы "Середниково" (пл. Фирсановка). Столь же уныла картина рис. 1.7. - осенняя распутица, голые столбы тянущейся за горизонт линии электропередач и летящие на зимовку черные птицы. Рис. 1.8. принадлежит в равной степени как зиме, так и осени. Угадывается ветер, сдувший к ногам зрителя листья и ветки и колеблющий верхушки деревьев слева.

На рис. 1.9. показана, вероятно, ранняя весна - солнце, будучи еще заслонено лесом слева, освещает зеленеющие кустики справа. Впрочем, осенняя трава сохранилась под сошедшим снегом, что дает основание отнести сюжет к поздней осени (оригинал картины находится в комнате бухгалтерии Колледжа). В любом случае картина создает некоторый подъем настроения. На рис.1.10. и рис.1.11. показано все многокрасие конца сентября - начала октября, ассоциирующееся с "бабьим летом". Картина рис. 1.12 приглашает нас посетить санаторий "Мцыри", где дед однажды отдыхал. Ощущается впечатление уюта, несмотря на явные признаки поздней осени; стоит прохладная погода, что подчеркивается темными стволами деревьев.

Сайт создан в системе uCoz