Мемуары его друзей

Чтобы в последний раз окинуть единым взором жизненный путь дедушки, начну с перепечатки одной статьи, опубликованной в зеленоградском журнале "Алфея" за 2005-й год:

Народный художник Зеленограда

Такого звания нет, но если бы оно существовало, то первому, кому его нужно было бы присвоить, - это Григорию Филипповичу Науменко. Зеленоградскому художнику, который уже много лет воспевает красоту нашей земли и чьи работы украшают дома многих и многих зеленоградцев. Его творчество всего ближе обычным людям, а не искушенным ценителям. Потому что оно просто и доступно. Но в этой простоте и доступности есть своя особенная неброская красота. Его картины также, как и он сам, благожелательны. Они приглашают зрителя войти в себя и вместе с художником почувствовать прелесть зимнего леса, запах весенней земли и многое другое, чего нельзя передать ни словами, ни с помощью самой современной фотографии. К сожалению, это понимают не все. Агрессивный коммерческий авангард, заполонивший в последние годы московские выставочные залы и объявивший себя "современным искусством", отбивает у многих интерес к искусству вообще и портит художественный вкус. А тем временем "несовременный" художник Науменко все пишет и пишет свои этюды и картины, создавая художественную летопись нашего города, пополняя зеленоградскую художественную галерею и частные собрания простых людей. Григорий Филиппович не устает повторять, что считает себя приверженцем русского реалистического искусства и что его кумиры - это Репин, Суриков, Шишкин и Левитан.

Интерес к пейзажу у Г. Науменко возник еще в годы учебы на художественном отделении Благовещенского педучилища. Работал он много, почти ежедневно ходил на натуру - писал удивительной красоты природу Дальнего Востока. Там же он пошел в армию и участвовал в боях с Японией во время Великой Отечественной войны, с которой он пришел награжденным медалью "За Боевые заслуги". Так что доучиваться живописи в Московском педагогическом институте пришлось уже после войны. Он закончил институт с отличием и досрочно - за четыре года вместо пяти, и целиком погрузился в мир живописи.

Мало найдется уголков в окрестностях Зеленограда, которые не исходил бы с этюдником художник-труженник Науменко! Его этюды необычайно просты и искренни. Он умеет мастерски передать состояние момента - отблеск зимнего солнца на снегу, движение листвы на деревьях и цветов на полях, печаль летних сумерек. Однако работы Г.Науменко имеют не только художественную, но также и историческую ценность. Его художественная летопись Зеленограда уникальна! Ведь во многих местах, где он когда-то писал этюды, вздымаются ныне многоэтажные корпуса, возведенные во время бурного развития Зеленограда и исчезновения в его окрестностях подмосковных деревень.

Вспоминаются годы, когда мы с Григорием Филипповичем работали в Клубе художников Зеленограда в тот период, когда у клуба было свое помещение. У нас работали тогда художественные студии, и Григорий Филиппович вел студию для подростков и взрослых (такой студии сейчас в нашем городе нет). Кто-то из его учеников стал художником, кто-то - нет. Но многие из них приходят на его выставки и благодарят Мастера, открывшего им тайны живописи.

Григорию Филипповичу сейчас 81 год. Много это или мало? Для художника этот вопрос не имеет смысла. Искусство возраста не имеет: Лермонтов написал "Белеет парус одинокий" в 15 лет, Тициан писал картины в 90, а Рафаэль в 37 уже умер. Так что я против деления художников на молодых и старых. Настоящий художник всегда молод.

Григорий Филиппович Науменко никогда не был членом каких-либо творческих союзов СССР или России. А мы, его коллеги, гордимся тем, что он является членом всего лишь одной организации художников - объединения "Клуб художников Зеленограда". Гордимся тем, что он внес в работу нашего объединения очень весомый вклад. Этот его вклад - дар нашему любимому городу Зеленограду.

Председатель объединения "Клуб художников Зеленограда", член Московского Союза художников
Виктор Дубовиков.

Многие десятилетия рядом с дедушкой неизменно находился его ученик, Алексей Лахонин, впитавший заветы Мастера и в ответ оказавший ему множество мелких услуг, связанных материальным обеспечением художнической деятельности. Часто критиком и зрителем всех новых картин деда оказывался Алексей Николаевич, с советами которого Григорий Филиппович порою соглашался.

Рис. 0.16. На персональной выставке 2005г.

Рис. 0.16. На персональной выставке 2005г.

Я знал его с 1968 года. Тогда Григорий Филиппович и посоветовал мне серьезно начать постигать искусство как ремесло, начать с художественной школы. Это требует большого терпения и более того - стремления. И наверное, как он заметил, оно у меня было. Я очень ему благодарен за то, что он для меня сделал, - находил время, несмотря на свою педагогическую загруженность в училище. Не один десяток раз мы вместе ездили на этюды и выставки, бродили по химкинским рощам и тропинкам. Все это откладывалось надолго и основательно в нас... Совершенно уверен, что его вклад в изучение и изображение русского пейзажа не менее значителен, чем у Левитана, Остроухова, Васнецова и других великих мастеров XIX-XX вв. Такое искусство будет жить вечно.

Основой своих картин он считал этюды, "без которых не может быть настоящей профессиональной картины", - так он размышлял в наших беседах. Мне он всегда напоминал: "Стремись на этюдах как можно точнее передать общее состояние, колорит, прописывая по возможности детали, не теряя целостного впечатления. Потом тебе всё это пригодится в картине". Григорий Филиппович оказался прав. В этом я всё больше убеждаюсь, работая над большими композициями… На мои сомнения или неудачи он отвечал, что это надо почувствовать, этим надо болеть…

Григорий Филиппович также плодотворно работал и в преклонные годы, искренне и правдиво. Особенно, на мой взгляд, его притягивало в природе весеннее пробуждение: появляющаяся зелень, ручейки. Потом - лесные тропинки, освещённые солнцем, утренние рОсы на полянах. С большим вдохновением он любил передавать и зимний лес, одетый в иней. Если немного сказать о его творческом процессе, то "в пейзаже очень многое зависит, если не всё, как написано небо", - не раз напоминал он мне… Всего себя он отдавал искусству… Горжусь, что он был и остаётся неофициальным моим учителем в пейзаже. Я всегда буду помнить о нём.

Октябрь 2007г.
Алексей Николаевич Лахонин,
выпускник Абрамцевского художественного училища им. Васнецова, преп. детской художественной школы №9 г.Зеленограда в 1990-2000гг.

В последние годы особенно тесно дед сдружился с Александром Сергеевичем Калгашкиным, который помогал ему как в различных делах, так и по жизни. Впрочем, об этом лучше расскажет он сам:

Осенью 1981 года по воле судьбы я оказался в Солнечногорском районе Подмосковья. В посёлке Лунёво в ДК Братцевской птицефабрики я стал работать руководителем оркестра русских народных инструментов. Однажды в фойе Дома культуры я увидел две огромные картины: "Зима. Последние лучи" и "Золотая осень". Размеры этих работ поражали, но не менее поражало и мастерство художника. Я долго не мог отойти от картин, любуясь этими прекрасными полотнами. У сотрудников Дома культуры я узнал, что автором их является местный художник, работавший здесь когда-то, Науменко Григорий Филиппович. Мне очень захотелось познакомиться с этим замечательным мастером. Как-то раз зайдя в библиотеку, я увидел высокого интеллигентного человека, с которым меня и познакомила зав. библиотекой С.В.Маринина. Обаяние этого человека было столь поразительно, что казалось, будто мы знакомы много лет. Взгляды на жизнь, художественные и музыкальные вкусы, любовь к великому русскому певцу С.Я.Лемешеву - всё это нас объединяло. С этого дня началась наша дружба, которая ничем не омрачалась.

В годы книжного бума и дефицита мы обменивались редкими альбомами о художниках, книгами. Григорий Филиппович часто давал мне книги для чтения из собственной библиотеки, повышая мой художественный уровень. Помню как-то он привёз две редкие книги: первая - мемуары художника-передвижника Я.Д. Минченкова "Воспоминания о передвижниках" (книга написана блестяще, из первых рук, которую можно читать и перечитывать с любой страницы); вторая - "58 лет в Третьяковской галерее" написана первым хранителем Третьяковской галереи Н.А. Мудрогелем. Успех этих книг был таким, что многие наши друзья и знакомые читали их по очереди. Хочется сказать ещё об одной книге, наиболее любимой Григорием Филипповичем, - книге великого русского певца С.Я.Лемешева "Путь к искусству", в которой артист рассказывает о своей творческой жизни, тонкостях профессии. Особенно нас поражала скромность великого певца и актёра.

Григорий Филиппович очень любил художественный фильм "Музыкальная история", в котором С.Я. Лемешев снялся в главной роли. Он мог смотреть этот замечательный фильм много раз, и каждый раз напоминал мне, когда и по какому каналу ТВ он идёт. Мало кто знает, что Григорий Филиппович был страстным болельщиком. Он тонко разбирался в современном футболе, был в курсе дел российского чемпионата и всегда смотрел интересные матчи по телевизору.

Уже много лет в Лунёвской библиотеке существует "Клуб любителей искусства", в котором Григорий Филиппович читал лекции-беседы о русской живописи, демонстрировал слайды, альбомы. Многие читатели до сих пор с благодарностью вспоминают эти замечательные вечера.

Жизнь художника - это постоянный труд, общение с природой, этюды. Григорий Филиппович был трудоголиком в своей профессии, он постоянно и ежедневно трудился. По его словам, он обошёл пешком все живописные уголки от Левобережной до Клина. Он мне часто рассказывал интересные и курьёзные истории, которые происходили во время этих походов. В советское время художник не мог официально продавать свои работы. Это была привилегия "маститых" членов Союза художников. Несмотря на это, Григорию Филипповичу удавалось устраивать свои персональные выставки, на которых восторженные посетители раскупали почти все экспонируемые работы.

Я очень горжусь тем, что мне приходилось участвовать в подготовке и развеске картин на многих персональных выставках его произведений. Многие картины Григория Филипповича находятся в зарубежных коллекциях. Хочется рассказать об одной истории, которую мне рассказал Григорий Филиппович. Как-то раз художник поехал в "Измайлово". Тогда это был ещё не современный вернисаж, и художники продавали свои работы прямо на лужайке. Вдруг к Григорию Филипповичу подходит иностранец и говорит: "Я обошёл всех художников, но лучше Вашей картины не нашёл". Речь шла о замечательной работе "Лунная ночь зимой" (рис. 6.3). Далее он продолжал: "У меня нет рублей, но есть валюта, не могли бы Вы уступить эту картину? Она мне напоминает Сибирь, где я был в плену во время войны". В то время было небезопасно иметь дело с иностранной валютой, но, слава Богу, всё обошлось благополучно.

Сейчас мне хочется вернуться к началу моего повествования и рассказать об истории появления двух огромных картин "Зима. Последние лучи" (рис. 0.19) и "Золотая осень" (рис. 0.18). Это было в 70-е годы прошлого века. Григорий Филиппович работал художником-оформителем на Лунёвской птицефабрике и ему приходилось выполнять такую рутинную работу, как лозунги, плакаты, призывы и т.п. Как творческий человек, он тяготился такой работой. И вдруг он неожиданно обращается к секретарю парткома и предлагает написать живописные картины. Не сразу, но удалось убедить руководство. Григорий Филиппович сказал им мудрые слова: "Ваши лозунги устареют, и Вы их выбросите, а картины будут всегда висеть!". После этого местные плотники изготовили рамы, подрамники, купили краски, холст, и Григорий Филиппович с радостью и энтузиазмом принялся за работу. Картины были написаны в фойе Дома культуры, где по сей день висят и радуют людей своей красотой. Через некоторое время в Лунёво приехал "важный чин" из обкома партии и он не мог поверить, что такие великолепные работы создал наш Григорий Филиппович.

Рис.0.17. Атмосфера на учебных занятиях Григория Филипповича

На протяжении всей своей большой жизни Григорий Филиппович занимался педагогической деятельностью. Он преподавал во многих учебных заведениях, но главным из них, в котором он работал до конца жизни, был Колледж искусств на Левобережной. Я был свидетелем того, какая творческая атмосфера царила на его занятиях. Тишина, увлеченность, азарт, радость от своих рисунков. И не могло быть речи о нарушении дисциплины. Молодёжь любила Григория Филипповича, всегда приходила к нему за советами, за помощью, и он никому не отказывал.

Руководство колледжа создало для Григория Филипповича прекрасные условия для работы. Почти все свои многочисленные картины он написал в своём классе-мастерской. Мне всегда было радостно приезжать на Левый берег и с волнением входить в его мастерскую, ощущая неповторимый запах масляных красок. Он всегда делился со мной своими замыслами, показывал новые картины, этюды. Григорий Филиппович принадлежал к плеяде художников реалистического направления. Передвижники были всегда идеалом его творческой жизни. Он очень любил Шишкина, Саврасова, Левитана и других замечательных мастеров русской живописи, не принимал и отвергал "авангардистов" всех мастей. В молодости он учился на Дальнем Востоке у ученика И.Е.Репина, который высоко ценил природный дар своего ученика и ставил всегда Григорию Филипповичу отличные оценки. Эпоха передвижников закончилась в начале 20-х годов прошлого века. Появились новые художественные направления, которые нередко отвергали всё, что было до них. Но оставались ещё художники, которые, несмотря ни на что, были верны реалистическому пути в искусстве. К ним принадлежал и Григорий Филиппович. Многочисленные поклонники его творчества всегда отмечают в нём человеческое обаяние, эрудицию, интерес к жизни, оптимизм.

Как тонкий знаток музыкального искусства Григорий Филиппович не "понимал" современной эстрады и с возмущением говорил о пошлости, царящей в настоящее время на телевидении. Враг всякой халтуры, он и к себе предъявлял высокие требования. Я не видел Григория Филипповича довольного своими картинами. Он всегда стремился к совершенству и как истинный мастер своего дела не занимался саморекламой. Его творческая скромность вознаграждалась огромным успехом персональных выставок. Ещё задолго до закрытия картины художника раскупались, а в книге отзывов появлялись восторженные записи.

Талант от Бога он пронёс через всю свою жизнь. Григорий Филиппович был счастливым человеком. Счастьем для него было творчество, каждодневная работа, живопись, без которой он не мог жить. До конца своих дней он не выпускал кисти из рук, и будем надеяться, Господь воздаст ему за это.

Александр Сергеевич Калгашкин,
преподаватель Сходненской детской школы Искусств

В среде профессиональных художников дедушка пользовался авторитетом, о чем свидетельствует его старый друг Вадим Павлинов (ниже портрет деда работы В.Н. Павлинова конца 80-х гг., рис. 0.17.1):

Я познакомился к Г.Ф. в 1987г. на курсах повышения квалификации в Солнечногорске. Его послали туда с Лунёво, и потому ездить нам было по пути - он ехал к будущей второй жене, Нинели Михайловне, которая проживала в коммуналке на стороне старого города (Крюково). В то время художественных выставок в Зеленограде еще не было, да и Г.Ф. считал себя химчанином. Вместе с Г.Ф. я участвовал в двух выставках, прошедших в 87-88 гг. и организованных в музее истории Москвы (около "Детского мира") и в Доме офицеров г. Москва. На последнюю он представил две работы: "В подмосковном лесу" (холст, масло, 60X100см, 1970) и "Зейский паром в г.Благовещенск" (оргалит, масло, 50X90см, 1982).

Наступали трудные времена расцвета "перестройки", и в 88-90 гг. московские художники получили возможность свободно выставляться в Битце, Измайловском парке и на Арбате. Туда мы часто ездили вместе торговать - я специализировался на портретах, а он продавал преимущественно пейзажи. Как-то Г.Ф. сказал мне: "Чего ты в школе пропадаешь?", и переманил меня преподавать в колледже на Левом берегу, и мы стали делить часы.

В начале 90-х всем было непросто, вокруг крутились разные аферисты. Хотя его персональная выставка в кинотеатре "Комсомолец", организованная через одну из заказчиц, оказалась удачной, но случались и крупные неудачи. Г.Ф. выставил около 20-ти работ в помещении банка, который впоследствии лопнул. Они провисели с полгода в коридорчике, и ни одной работы не было продано. Еще один случай, очень расстроивший Г.Ф., произошел с картинами, отосланными на выставку в Австрию (их, по счастью, оказалось всего 3-4). Мошенники представились представителями фонда Раисы Горбачевой, дали ему какую-то бумажку, а в итоге - ни картин, ни денег. Г.Ф. не стремился отталкивать заказчиков высокими ценами, зато рисовал очень много картин.

Сотрудничал в клубе художников Зеленограда. Кстати, впервые о клубе он узнал именно от меня. Г.Ф. общался со многими людьми, художниками или нет, даже раздавал фото своих картин. Однажды в художественном салоне я видел копию его композиции - но он к такому "плагиату" относился спокойно. Себя Г.Ф. считал преемником русской пейзажной школы, любил также Тициана и Рубенса.

В последние годы мы созванивались с ним минимум еженедельно, я звал его на свою дачу, но он чаще всего отказывался по причине болей в коленках...

Вадим Павлинов,
пенсионер и свободный художник
(записано со слов)

Проработав много лет в Колледже искусств, дед не мог не "поделиться" своими картинами, будь то подарок или покупка, с коллегами. Вот и их воспоминания:

Григорий Филиппович Науменко - поистине народный художник. Всем своим творчеством он прививал любовь к нашей русской природе, помогал увидеть её красоту и неповторимость. Когда едешь куда-нибудь по России, видишь то тут, то там мелькнёт знакомый пейзаж: заблестит на солнце вода в реке, вдруг откроются просторы с церковью на холме, или выглянет солнце и позолотит верхушки деревьев.

Всё это можно встретить на картинах Григория Филипповича. Он говорил, что лучше всего ему удавались зимние пейзажи. И правда, почти у каждого из нас есть его картины с зимним лесом. Одна из лучших его работ - зимняя деревня ночью (рис. 6.3). Ценность этой картины в том, что есть в ней что-то такое, что берёт за душу: деревенская улица, домик со светящимся окошечком, деревянный сруб колодца. Глядя на картину, один человек скажет: "Здесь прошло моё детство", другой вспомнит, что в эту деревню его отправляли на каникулы к бабушке, а третий просто вспомнит своих постаревших родителей. Мы все разные, но всех нас объединяет любовь к родной земле, родному краю.

От сотрудников бухгалтерии ГОУ СПО МО "Колледж искусств"
Кошелевой Н.А., Широковой И.В.,
Аравиной Е.А., Николаевой В.Б.

На мою просьбу поделиться воспоминаниями о дедушке живо отозвались еще два человека, чей рассказ непосредственно передает атмосферу времен "эпохи застоя", которая в глазах только сегодняшнего поколения выглядит чем-то нарицательно-отрицательным:

Последняя наша дружеская встреча с Григорием Филипповичем состоялась в 2005-м году на его творческой выставке. Большой уютный зал с идеальным освещением картин ждал своих первых посетителей… а пока в зале мы вдвоем наедине с многочисленными плодами творчества тонкого мастера живописи. Полуторачасовой экскурс по картинной галерее с долгой остановкой у каждого полотна с детальным разбором сюжета, места и времени написания - на всю жизнь останется в моей памяти.

А вот как в далеком 1964 году началось наше знакомство, переросшее в дружбу. Я, окончив Волгоградское культурно-просветительное училище, приехал поступать в Московский государственный институт культуры. Как-то выбрав свободное от учебы время, я зашел в здание колледжа. Путешествуя по коридорам, прислушиваясь к звукам музыки и хоровому пению, доносящихся из аудиторий, остановился возле кабинета наглядной агитации. Приоткрыв дверь, услышав голос: "Вы кого ищете, молодой человек? Заходите, присаживайтесь". Я представился, и завязался разговор. С тех пор я неоднократно заходил в художественную мастерскую Григория Филипповича, которая была рядом с его кабинетом.

Григорий Филиппович любил свою работу, ему нравилось работать с молодежью. Находясь на посту зав. отделом культуры Солнечногорского района я встречал много людей, которые в свое время учились у Григория Филипповича.

После окончания института наши пути разошлись. Судьба забросила меня открывать работу только что построенного Дома культуры Ордена Ленина Братцевского производственного птицеводческого объединения. Штатное расписание клубных работников должности художника-оформителя не предусматривало. Обратившись к руководству с предложением о необходимости оформления наглядной агитацией ДК, я получил согласие и решил пригласить уже знакомого художника Науменко Г.Ф. Путь к Григорию Филипповичу знакомый - Левый берег. Звонок в дверь, и на пороге неожиданная встреча, удивившая Григория Филипповича. За столом гостеприимной хозяйки Лидии Дмитриевны, за чашкой чая шел разговор-воспоминание. Объяснил цель визита - получил отказ. Только с третьего приезда удалось уговорить. Моей радости не было предела. Затем по зачислении штатным художником руководство БППО выделило ему художественную мастерскую; она была просторная, светлая с большими окнами.

Началось художественное оформление предприятия, фасада административного здания, холлов, актового зала, комнаты отдыха, стендов, Доски почета передовиков производства. Всю работу, проделанную Григорием Филипповичем, перечислять очень долго. Так, много умения и мастерства было вложено при оформлении аллеи у Дома культуры, фасада здания ДК и сцены зрительного зала. Особенно хочется отметить его выдумку и смекалку при оформлении народных праздников, таких, как: Новый год и Проводы русской зимы. Создавая атмосферу сказочности и веселья, придуманные художником персонажи удивляли и радовали всех: малышей, молодых и стариков.

Особенно мне запомнился 10-летний юбилей хора русской народной песни. Выступление коллектива проходило на фоне панно русских березок, которые очень гармонично вписались в действо, происходящее на сцене, причем на каждый блок песен менялась декорация. На этом юбилейном концерте присутствовало руководство БППО, которое отметило творческое содружество художника оформителя и коллектива. Все были награждены грамотами и денежными премиями. После окончания концерта состоялось официальное открытие двух панорамных картин (6х3 м): "Зима" и "Осень", подаренных Григорием Филипповичем коллективу ДК. Эти картины стали украшением фойе (рис. 0.18 и 0.19).

На этом наша 10-летняя совместная деятельность прервалась. С тех пор многое изменилось в жизни и у Григория Филипповича, и у меня, но наши дружеские отношения не прекращались никогда. По установившейся ранее традиции мы с моей женой всегда тепло и радушно принимали Григория Филипповича у себя дома уже не просто как гостя, а как близкого друга. Сидя за чашечкой чая, вспоминали нашу совместную работу. Как трудно было Григорию Филипповичу совмещать основную работу педагога и художника-оформителя в ДК. Приходилось работать в выходные, а в будни - допоздна, еле поспевая на последний автобус. С его слов - очень уставал, но получал большое удовольствие от этой работы. Омрачала только необходимость приобретения холста, колонковых кистей, масляных и акварельных красок и багета. В то время это было большим дефицитом, но благодаря установившимся связям с директором Художественного салона на Кутузовском проспекте проблема частично решалась.

Вспоминали и наши походы по окрестностям с этюдником и фотоаппаратом. У нас остались неизгладимые впечатления от соприкосновения с живой природой: озерцом с раскрывшимися кувшинками и заросшим осокой, лесной поляной и изумрудной травой, в которой спрятался красавец белый гриб. А чуть дальше за березой - красно-оранжевый подберезовик; солнечные лучи, пробиваясь через кустарники, высвечивали красные гроздья рябины, прижавшиеся к дубовым веткам. А поодаль радует глаз калина… И вот вдруг с холма открываются перелески и луга с полевыми цветами, золотистой рожью, в которой укрылись голубые васильки. Вдали же журчит, сверкает от солнечных лучей речушка, на берегу которой примостилась настоящая Русская деревенька. Все это просилось на полотно, что мастерски и делал неоднократно Григорий Филиппович.

Шли годы. Возраст, болезни брали свое, встречи становились все реже. Вот так и пролетели, как один миг годы нашей многолетней дружбы. Остались лишь картины, подаренные нам и светлые воспоминания о нем. Очень жаль, что ушел от нас очень светлый, добрый и трудолюбивый человек.

Помним!

Супруги Редько

Однажды ранней весной после рабочего дня было пасмурно и тоскливо. И вдруг появилось солнце, оно вырвалось из-за тучи, осветило все вокруг, и вся картина ожившей под его лучами природы заиграла такими непередаваемыми красками, что даже воздух и тот наполнился чудесной музыкой оживающей под солнцем природы. Не помню, сколько я стояла - из этого оцепенения меня вывел голос: "Что? Тоже не можете налюбоваться?". Повернувшись, я увидела взрослого мужчину, который стоял и улыбался хорошей открытой улыбкой.

Золотая осень Зима. Последние лучи

Рис. 0.18 и 0.19. Фотографии двух полотен из актового зала Дома Культуры в пос. Лунево (январь 2009г.). К сожалению, кадр ухудшили натянутые веревки после новогодних гуляний.

Когда он представился - моему ликованию не было предела - передо мной, недавней студенткой, стоял Мастер, автор двух замечательных картин, которые мне с гордостью показали в мой первый день работы в Доме Культуры БППО, и от которых я пришла в полное изумление. Забегу вперед и скажу, что на протяжении 29 лет моей работы директором ДК каких только историй у меня не было с этими картинами - в годы "застоя" они приглянулись одному очень богатому человеку, и он долгое время подбивал меня на какие-то аферы, чтобы заполучить их себе; за время перестройки бандиты мне предлагали за них кучу долларов; один раз меня чуть ли не силой заставляли их снять и повесить на их место китчи жуткие картины соцреализма, т.к. это казалось модным по понятиям чиновников.

С этим весенним днем вошел в мою жизнь солнечный человек Г.Ф. Науменко. Никогда мы не слышали от Григория Филипповича каких-то скарбезностей, пошлостей или каких-то "грязных" слов (чем обычно грешит творческая богема) - от него веяло какой то родительской теплотой и добрым участием. Даже когда он ушел с работы из объединения, многие радушно встречали его и с удовольствием общались, когда он приезжал в гости.

В преддверии важных официальных событий ГригорийФилиппович вместе со своим коллегой художником Володей работали практически день и ночь, но никогда из под его руки не вышла какая то халтура, и ни разу он никого не подвел. Никто из работавших после Г.Ф. Науменко так и не смог дотянуться до его уровня. А один из таких горе-художников на прощание с завистливой злостью мне сказал: "Ну, куда же мне до Вашего великого Григория Филипповича - он ведь у Вас солнце в окошке".

Да, наше "солнце в окошке" написало для нас и наших родных, друзей, знакомых громадное количество картин, и я никогда не забуду, как один из друзей, приняв от меня одну из них в дар, воскликнул: "Такой молодой, а так классно пишет картины!". Я не стала его разубеждать, потому что мы не раз между собой в ДК удивлялись, какой молодой энергией и доброй аурой дышит каждая картина Григория Филипповича. Как ни странно, ни одна из картин других художников не затронула так глубоко струны моей души и сердца, как те два полотна, находящиеся в фойе ДК.

Тяжело потерять друга, который бескорыстно поддерживал нас многие годы в горести и радости, поэтому хочется сказать - "Григорий Филиппович, мы свято чтим светлую память о Вас и никогда не забудем".

Куницына Татьяна Романовна,
заслуженный работник культуры Московской области,
зав. хоровым отделением Менделеевской школы искусств

Своим творчеством Григорий Филиппович завоевал сердца многих любителей искусства. Супруги Лукичёвы, Любовь Ивановна и Александр Юльевич, а также их родственница Маргарита Ивановна Черкасова, делятся воспоминаниями:

Первая наша встреча с Григорием Филипповичем состоялась весной 1989г. возле Дома культуры в Зеленограде. Наше внимание привлекли тогда картины, которые он продавал. Его пейзажи (небольшого размера) притягивали наш взор каким-то теплом и радостью восприятия окружающей природы, реалистичностью. Ясно было, что так выражать свои впечатления может лишь человек с богатой душой. Завязалась беседа, ощущалось полное взаимопонимание. С этого дня мы посещали не только все его выставки, но с радостью бывали в его "мастерских", которые чаще размещались в училищах, Доме художника, где он вел кружок, и частично в его квартире. Он "открывал нам свою сокровищницу", в которой хранились этюды и завершенные картины. Особенно важно, что этюды он писал прямо на природе, и они зачастую воспринимаются как законченное произведение. Так, например, воспринимается этюд заката на реке (рис. 6.11) или этюд куста у лесной дорожки (рис. 4.16).

Очень яркое впечатление оставила у нас выставка его работ в начале 90-х, которая проводилась в кинотеатре "Комсомолец" у ст. Петровско-Разумовская. Потрясающий восторг вызвали его полотна большого формата "Березовая роща" (рис. 4.3-4) и зимний пейзаж с лесным ручейком в лучах заходящего солнца (рис. 2.1-2). Неописуемо естественное ощущение того, что ты сам в этой березовой роще и идешь по лесной тропинке. Каждая травинка и сучок, каждый березовый листочек и ствол напоены лучами солнца, проникающими сквозь листву, сквозь молодые зеленые липкие листочки. Разливается счастье, упоение и мир в душе от "теплых" березовых стволов, охваченных мягким солнечным светом. Кажется, что эта лесная тропинка непременно выведет тебя к поляне с разнотравием. В этой картине с необычайной реалистичностью показано "счастье молодого лета".

Все зимние пейзажи Науменко талантливы необыкновенно. Мы давно уже называем его "певцом русской зимы". И прежде всего это изображение снега. Его зимние пейзажи лесных полян, застывающих лесных речушек и ручейков завораживают. Его снег прекрасен, он настоящий, в него веришь! Снег пушистый и искрящийся в лучах солнца, снег тяжелый и с ледком, снег, окутывающий тонкие веточки кустарника или торчащую из земли былинку, снег, грузно сгибающий ветви сосны или ели - он родной снег русской зимы! Как надо любить, понимать родную природу, сколько талантов ума, сердца, рук необходимо, чтобы все вместить в себе и это выразить!

Пейзаж Г.Ф. Науменко, который сам он назвал "Речка стынет" (рис.2.3-4), раскрывает нам состояние природы, когда выпал первый снег на деревья и кусты вдоль застывающей реки, опустилось розовое солнце, и в закате перемещаются тревожные облака. Лишь легкая ледяная поволока прихватывает края речки, а её зеркальная середина еще сопротивляется первому морозу.

Всем знакомым с творчеством Науменко известен пейзаж (рис.2.5-6) с удаляющейся в зимнее лесное царство повозкой с человеком, лошадкой, уверенно уносящей своего "пассажира" вглубь леса. Снег пушистый, девственно чистый, нежно обнимающий все вокруг - деревья, кусты и придорожные коряги. И все это в отсвете восходящего солнца. Раннее утро. Сухой, бодрящий морозный воздух, он наполняет этот пейзаж. Нам известно, что Григорий Филиппович много раз копировал эту картину, однако он признавал, что эти копии все же отличались друг от друга.

Примечателен своим радостным настроением пейзаж домика в летнем лесу с курочками на переднем плане (рис.4.12). В струящихся солнечных лучах, пробивающихся сквозь деревья, видны летающие пылинки, а хвостики, перышки и гребешки курочек и петушка, клюющих на тропинке перед домом, пронизаны солнцем - прозрачны.

Картины Науменко Г.Ф. "Апрель", "Март" и "Ранняя весна" передают очень точно восприятие природы в этот период (на подборке рис. 3.8-11). Проталины, появляющиеся на свет Божий, прошлогодняя пожухлая листва, слегка затянутое и прохладное небо, "неодетые" деревья и кусты.

Милы и летние пейзажи с церквушками, речушками и солнечными "зайчиками". Хороши они именно тем, что их автор приглашает, "помещает" нас в этот мир безмятежности и душевного рая.

Осенние пейзажи также хороши! Например, пейзаж "Мцыри" (рис.1.12) в золотом убранстве. Или просто "Золотая осень" (рис.1.4) - торжество и богатство природы искусно передано художником.

Замечательная работа Г.Ф. Науменко, которая, как нам известно, была выпускной по окончании его обучения, - это пейзаж с автобусом (рис.1.5). На пейзаже природа сразу после дождя: тревожное небо, мокрая неширокая шоссейная дорога с уходящим старым автобусом. Вокруг - широкий простор, вдали лес. Казалось бы типичный пригородный сельский пейзаж, но как мастерски передано состояние природы после дождя!

Одна из последних выставок работ Г.Ф. Науменко в Выставочном зале "Зеленоград" (14 мкрн) очень порадовала нас не только новыми его картинами, но также тем, что талант его столь же ярок и неугасим. Восторг вызвала картина "Сентябрьский снег" (рис.1.2) с мокрым снегом на не опавшей золотой листве. С восхищением мы любовались натюрмортом с незатейливым букетом полевых цветов.

Несколько замечательных натюрмортов мы с удовольствием рассматривали в его "художественной кладовой" на Левом берегу. Многогранный талант!

Подводя итоги этой краткой экскурсии в воспоминания и впечатления о творчестве Науменко Г.Ф., нельзя не остановиться на самой личности художника. С самых первых минут нашего знакомства и навсегда для нас Григорий Филиппович не просто талантливый художник, он прекрасный светлый человек, открытый и скромный. Его чистое сердце, добрая душа раскрылись для нас воплощением родной природы в картинах и этюдах.

Светлая память о талантливом художнике и человеке Г.Ф. Науменко!

Лукичева Л.И., д.э.н., профессор
Лукичев А.Ю. к.т.н., доцент
Черкасова М.И.

Сайт создан в системе uCoz