Лето

Летних пейзажей скопилось больше всего, что неудивительно, поскольку гулять в это время наиболее приятно.

На рис. 4.1. "Грибник в лесу" воздух захвачен светом, а небольшая полянка, куда попал грибник, контрастирует с лесным буреломом (к сожалению, картина повреждена каким-то масляным налетом). Похожий прием использован на рис.4.2; центр картины светлый, а края темные. Один сюжет "Березовая роща" и две картины показаны на рис.4.3. и рис.4.4. Но если на первом полотне краски веселые, то от второй картины впечатление более спокойное и строгое. Рис.4.5. очень точно передает сцену скорой грозы - набрякшие тучи, закрывшее все небо, и на просвете еще освещенную траву. На рис. 4.6. дождь уже случился, уже намочил дорогу (на Долгопрудный, конец 60-х гг.); чрезмерная суровость леса справа смягчена луговыми цветами у обочины дороги слева.

Рис. 4.7. и рис 4.8. реконструированы по рабочим фотографиям. Первая подражает шишкинскому лесу (дед очень любил этого художника). Вторая передает чередование света и тени, которое часто происходит при прогулке по небольшому лесочку. Алексей Николаевич вспоминает: "В далекие 70-е гг. мы вместе с Григорием Филипповичем поехали на ракете от Речного вокзала на Тишковское водохранилище до ост. "Солнечная поляна". Я, как и мой спутник, взял с собой этюдник… На самом деле тропинка уходила от нас влево, но композиционно выгодным оказалось направить её слева направо по центру - так мы решили однозначно". Рис. 4.9. и рис. 4.10. являются вариациями на тему водоема в летний день (точнее - речка Клязьма в окрестностях Менделеево). Пасторальное впечатление слегка смазывается на фото недостаточным освещением.

Куда интереснее фото на рис. 4.11. Романтика утреннего березового подлеска передана замечательно, сразу "бьет в глаза". Игра воздуха и света, яркое световое пятно в центре, сарай слева - все служит для этого средствами. Можно почти безошибочно сказать, что наступило 10-11 часов дня. Утренняя бодрость разлита и на картине рис.4.12. Свет окутывает сельский домик, березки стоят прямо прямо, а курочки придают мирный и пасторальный оттенок состоянию природы. На рис. 4.13. еще раз показан оптимизм березовой рощи - угадывается, что недавно прошел дождик, и луч света, причудливо освещающий березы, свидетельствует об оживлении природы. Алексей Николаевич вспоминает об этих работах: "Меня, совсем мальчишку, в 70 е гг. Григорий Филиппович взял на этюды. Мы недолго шли после грозы вдоль канала в сторону г. Долгопрудный. Нас заинтересовала эта мокрая дорога, идущая к горизонту и упирающаяся в грозовые облака… Этюд "Утро в березовой роще" художник писал рядом с дорогой, идущей во 2-й мкрн. от Панфиловского проспекта возле ост. "Березовая аллея". По иронии судьбы здесь рядом кафе, в котором мы все провожали в день похорон в последний путь Григория Филипповича". Чуть более сонливое настроение у рис.4.14. Восходящее солнце, видимое оранжевым шаром из за деревьев, добавляет сюжету пикантность и бодрость.

Надеюсь, что рис. 4.15 кому-то напомнит его дачный участок с нехитрыми хибарами на нем. Не лишен очарования одинокий, но пышный кустик у дороги (рис.4.16.).Восхитительна стройная, по-женски русская березка, нежащаяся в солнечных объятиях - такова тема рис.4.17. Совсем иное настроение у рис. 4.18, где темные верхушки деревьев, отражаясь в воде, выглядят суровыми на фоне облачного неба. Кажется, это болото возле либо Черного озера, либо в районе пл. Малино.

Картину рис. 4.19., которую я впервые увидел лишь в процессе подготовки этой книги (картина находится где-то в бухгалтерии Исторического музея), суть запечатленный факт моей биографии. Трудно передать возникающее от картины светлое мироощущение словами. Май месяц, еще холодновато, детский дворик в прилеске возле пл. Левобережная (конец 70-х гг.), бабушка стоит возле внука, который кормит белку. Да-да, я узнаю свой давнишний красный капюшон, и у бабушки была именно такая синяя одежда, и даже белка та самая, что вскочила когда-то на меня… Забавно, что в действительности дед использовал этюд, нарисованный с натуры в одном из Зеленоградских парков. В сущности не так важно, кто именно изображен, а важно, что если художник и в состоянии отобразить состояние семейного счастья, к которому стремятся все люди, то только так или примерно так, как это сделал дед, это и возможно.

Рис. 4.20 красив, но несколько идеален - впрочем, деду виднее, может ли небо быть окрашено в три разных цвета сразу? Рис. 4.21 возвращает нас к пасмурным днями грязи на дорогах. Светлое настроение полдня присуще рис. 4.22, где изображен сельский пейзаж.

Этюд 4.23 показывает нам знойный день в те годы, когда в водоемах еще можно было безвредно удить рыбу. Голубизна неба и полураздетые фигурки людей усиливают впечатление наступившего полуденного зноя. Изображен зеленоградский пруд за МИЭТом. Этюд 4.24 продолжает эту тему, но в речном масштабе. На рис. 4.25 изображен морской вид близ г.Туапсе (70-е гг.). Точно подмечено, что вода вдали от берега имеет иной цвет, чем в прибрежной полосе. Однажды в творческом порыве дед нарисовал подобный вид на стенах ванной в нашей квартире. На рис. 4.26 с "водной" природой соседствует белый город. Так оценивает эти два этюда Лахонин А.Н.: "Показан 9-й мкрн. в начале 60-х гг. возле станции Крюково. Великолепный этюд в традициях русской реалистической живописи, демонстрировался неоднократно на персональных выставках (4.24.)… Снова Зеленоградский пруд у здания префектуры и чуть позади МИЭта. Это место любят многие художники, а я вместе с учениками Художественной школы №9 много раз проводил там зарисовки (4.26)".

Наконец рис. 4.27 посвящен полевым цветам. Слегка утомленное жарой состояние природы после прошедшего дождя и присутствие цивилизации в виде иглы Останкинской телебашни да Кольцевой автодороги (сейчас телебашню не разглядишь с Левого берега из за новостроек, но в 70 е гг. это было возможным).

Сайт создан в системе uCoz