Зима

По общему мнению, наиболее великолепными получались у деда зимы. Сюжет с закатными, окрашивающими природу в багрянец, лучами солнца, просвечивающими сквозь деревья, повторялся им несколько раз в разных вариациях. Морозные зимы сейчас, в годы потепления климата, редкость, и тем ценнее схваченный художником сюжет. Рис. 2.1. реконструирован по фото, которое использовалось многократно дедом для работы. По свидетельству А. Лахонина, только в последние три года деду приходилось прибегать к школярскому приему начертания сетки, раньше же - память и глазомер удерживали все детали будущей картины. Сюжет рис. 2.1. повторен на картине 2.2., но там краски и менее вычурные, и более натуральные, и за счет упрощения колорита достигается эффект естественности - именно так и бывает в природе!

Один и тот же сюжет "Речка стынет" изображен на парных рис. 2.3. и 2.4., причем первоначальному замыслу художника соответствует вторая картина. Если рис.2.3. полон холодной мрачности уходящего дня, то на рис. 2.4. эта мрачность мягкая, как бы более оптимистическая. Парные рис.2.5-6 показывают нам природу в состоянии "русского" мороза, когда деревья покрыты инеем. Что касается лошадки с крестьянкой, то дед ее пририсовал ее, вероятно, по просьбе друзей или заказчиков. И вновь особенности освещения сказываются причудливым образом: если фотография 2.5. дает более холодный колорит, то картина 2.6. выдержана в теплых и дружественных тонах.

Приблизительно такое же морозное состояние природы характерно для картин рис. 2.7. и 2.8. Если на первой волшебно играет воздух и легкое полуденное небо, и есть что-то умиротворяющее в этой картине, то на второй ледяное безмолвие оживляется тенями справа и спереди. К сожалению, фото рис.2.9. и рис.2.10. плохого качества. Закатный зимний вечер на реке может быть различным. Солнце угадывается за деревьями (рис.2.10), одевая их в багрянец, и придает небу желтоватый цвет, едва замерзшая речка оживляет композицию. Рис.2.9. более оптимистичен, несмотря на резкость теней деревьев справа; кажется, рыбак еще не оставил надежды поймать что-то и принести улов в свой дом неподалеку.

Сходные мотивы характерны для рис.2.11 и 2.12. Здесь на передний план выступает образ ели, ветви которой нагружены тяжелым и влажным снегом. Если второй сюжет лишь проба пера, полуэтюд, в который ненароком забрело животное олень, то на первой картине - деревья, деревья, деревья и луч света… Картина рис. 2.13. более интересна, поскольку зима показана пасмурной и романтически траурной. Небо окрашено уже не в желтые, а в грязно-желтые тона умирающего дня. Суровость сюжета подчеркивается черными стволами деревьев справа, вынесенных на передний план. Лирический мотив присутствует через сельские домики на заднем плане, телегу и стаю ворон. Рис. 2.14. возвращает нас к сюжетам 2.7-8 с их ледяным безмолвием.

Несколько иной оттенок настроения присутствует на рис. 2.15. и 2.16., где в ткань художественного повествования включены люди. Послеолуденное время отражено на рис. 2.15. - впрочем, это эффект освещения картины, которая смотрится совсем иначе при более ярком свете. Предполагаю, что фигурка в красном свитере, - это моя мать, а в желтом - отец; итак, лыжники возвращаются домой. На рис. 2.16. я представляю местность около филиала б-ки им. Ленина и бывшего совхоза на Левом берегу; рабочее настроение передано спешащим куда-то (быть может, на обед) человечком и вертикально смотрящими стволами деревьев. Той же цели подчинен сарай на заднем плане. Эту картину художник в действительности сделал с этюда, написанного около пл. Левобережная до 70-х гг., когда там стояли сараи и пивные ларьки, а вдоль канала вокруг дач цвели сады…

На рис. 2.17. и 2.18. представлены полуэтюды 60-х гг., находящихся сейчас в Краеведческом музее Зеленограда. Сельский пейзаж передает оптимизм солнечного дня. Рис. 2.17: девочка ждет, вероятно, свою мать. Этот этюд дед писал прямо из окна деревянного здания средней школы в Крюково. Рис. 2.18: мостик, удачно оттененный деревьями, как бы приглашает нас проехать по нему.

Сайт создан в системе uCoz